Теремок

По разным оценкам в России от 64 тысяч до 5 миллионов бездомных людей. Точное количество назвать нельзя — официальная статистика сильно искажена. Комплексной государственной помощи бездомным не предусмотрено, а той поддержки, что им все-таки оказывается, явно недостаточно. Во многом помощь людям, оказавшимся без крыши над головой, ложится на плечи неравнодушных граждан.

В Севастополе бездомным помогают волонтеры благотворительного фонда «Сердце Севастополя». По данным организации, на улицах города живут более 2000 бездомных, причем 600 из них — люди с тяжелой инвалидностью. После присоединения Крыма к Российской Федерации, проблема бездомности обострилась: не все смогли переоформить документы, а без временной регистрации человек не может получить социальные пособия, медицинскую помощь, устроиться на работу. Социальные службы помогают далеко не всегда, строительство муниципального приюта в городе уже четвертый год откладывается на неопределенный срок.

Прошлой весной депутат законодательного собрания Татьяна Щербакова выделила «Сердцу Севастополя» свой собственный дачный участок с двумя жилыми домами, чтобы разместить там бездомных людей с инвалидностью. Так появился социальный проект «Теремок». Соседям и председателю садоводства это не понравилось, и участок отключили от всех коммуникаций. Чтобы люди не замерзли насмерть, волонтеры собственными силами соорудили для них печки.

Одновременно в «Теремке» могут жить 10 человек. Бездомные получают спальное место и питание, их в обязательном порядке проверяют на туберкулез, по возможности оказывают медицинскую помощь. Волонтеры восстанавливают им документы, оформляют пенсии и льготы, помогают найти родственников или устраивают в дом-интернат. Но, как признается директор «Сердца Севастополя» Анастасия Макеева, многие подопечные попадают в руки волонтеров слишком поздно. «̎Теремок̎ я про себя называю хосписом для бездомных, — говорит она.  — Что можем, мы делаем своими силами. Но на 10 лежачих должна быть хотя бы одна санитарная сестра, а это как минимум 20 тысяч в месяц. У нас, к сожалению, таких денег нет. Мы за месяц собираем 30-35 тысяч рублей».

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

«Теремок» располагается на дачном участке, который принадлежит депутату севастопольского Законодательного собрания Татьяне Михайловне Щербаковой. В Севастополе уже четыре года обсуждают строительство социального приюта для бездомных, но дальше слов дело не идет.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Вера Степановна, 59 лет. Родом из Севастополя. Трое детей, шесть внуков. Родственники выписали женщину из дома, и почти пять лет она, по собственному признанию, «бомжевала», пока не начались серьезные проблемы со здоровьем. Волонтеры забрали ее из двухэтажного заброшенного дома, в котором она жила вместе с другими бездомными. Вера Степановна провела в «Теремке» полгода, в 2020 году получила паспорт гражданина Российской Федерации и переехала жить к дочери.

«Никогда бы не подумала, что судьба так повернется. Если бы знала заранее, соломку бы подстелила. Да как узнать? Волонтерам спасибо если бы не они, меня бы уже не было на белом свете».

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Иконы и банное полотенце вместо картины над кроватью Веры Степановны.

«Полотенце привезли, чтобы вытиралась, а мне так собака понравилась, что я упросила прибить эту собаку к стене. Смотрю, и мне приятно».

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Бочка с пустыми пластиковыми бутылками. На участке нет водоснабжения. Воду привозят в бутылках или цистернах.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Жители «Теремка» стирают вещи вручную и сушат их на улице.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Валерий, 69 лет. Родом из Балаклавы, семьи нет. Волонтеры забрали его из социального центра по работе с бездомными, где ему не смогли помочь. Когда Валерий спал на лавочке, подростки кинули в него петарду и травмировали лицо. На спине у Валерия большая злокачественная опухоль. 

«Родной брат хату продал, меня похоронил. Я в милицию пришел, а они мне:  ̎Валера, иди справку забери о смерти ̎.

В Красном Перекопе овец пас, быков у молдаванина Саньки. Огороды копал у людей, могилы, дом для одного хозяина строил…

Деревья мы тут попилим, огороды вскопаем. Взял покопать в напарники Гену (житель Теремка, — прим. Т.Б.), а он копает в поллопаты. Говорю:  ̎Такая работа мне не нужна, я с больной ногой на штык копаю, а ты мне вот так. Иди гуляй, я сам сделаю ̎. Он, наверное, лопату в жизни не видел. Думал, она с моторчиком, сама будет копать.

На тот свет мне еще рано. Я себя чувствую молодым, хоть 69 лет. До батиных лет доживу, наверное. Отец рано ушел, 85 лет ему было».

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Руки Валерия.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Половина батона у подушки Валерия. Валерий не получает пенсии, но, со слов соседей, иногда просит милостыню у магазина недалеко от «Теремка». На эти деньги он покупает хлеб и сигареты. Волонтеры не запрещают жителям «Теремка» выходить за пределы участка, однако просят не привлекать внимание соседей, чтобы избежать конфликтов.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Алексей Иванович, 59 лет. Родился в Саратовской области, учился в Саратовском государственном институте им. Вавилова, работал трактористом. Больше 20 лет назад уверовал и стал баптистом. Родственники продали недвижимость, и он оказался на улице. Несколько дней сидел на одной и той же лавочке, чем привлек внимание неравнодушной жительницы Севастополя. Волонтеры временно забрали Алексея Ивановича в «Теремок», хотели устроить помощником по хозяйству к одной бабушке, однако он отказался ехать и через неделю ушел из «Теремка».

«Надо быть баптистом, и будете спасены».

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Спальное место Юрия. Живя в «Теремке», он ходил на работу шесть дней в неделю. Со слов соседа по комнате, на работе Юрию помогли решить вопрос с жильем, и он съехал. Мы так и не встретилась.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Вытрясая табак из окурков, бездомные крутят самокрутки. Сигареты, которые привозят волонтеры, быстро заканчиваются.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Кусок электрического провода на потолке.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Куртка над кроватью одного из жителей «Теремка».

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Тимофей, 63 года. Родился во Владикавказе, родственников нет. Тимофей стал жертвой мошенников по сделкам с недвижимостью. Волонтеры забрали его из дома, который перешел к новым собственникам.

«Водителем работал — на грузовой, легковой, разной. В карьере Балаклавском даже на БелАЗе работал, на двадцатипятитонном… Упал и сломал шейку бедра. А потом еще раз упал — позвоночник. Говорили, что совсем ходить не буду, а я, видите, на костылях хожу.

Все умерли. Сначала брат умер, потом отец, потом мама, жена и сын. А я задержался». 

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Сортир. Уличный туалет и умывальник из пластиковой бочки с краном — вот и все удобства «Теремка». Воду для мытья и стирки греют на мангале. Бездомные стараются соблюдать гигиену, несмотря на то, что многие из них ослаблены и передвигаются с большим трудом.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Помойная яма посереди грядок. В конце участка около сортира бездомные вскопали небольшой огород. Весной хотят посадить здесь овощи и зелень.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Надежда Серафимовна, 78 лет, родилась в Ульяновске. Есть дочь. Волонтеры забрали Надежду Серафимовну осенью с автобусной остановки. У нее был перелом шейки бедра и компрессионные переломы двух позвонков. Через пять месяцев жизни в «Теремке» Надежда Серафимовна снова начала ходить.
29 мая 2020 года Надежда умерла.  

«По старой профессии я бухгалтер. Потом разные работы были. Я и посуду мыла, всякое приходилось.

Дочке понадобилась моя жилплощадь. У нас частный сектор был. Говорит:  ̎Мама, ты работаешь, получаешь пенсию, сними себе квартиру ̎. У нее онкология, нервы ни к черту. Всех доводила. Когда она мне это предложила, я собралась и сама ушла. Не люблю я скандалы и козни. И задержалась на лавочке, где на Терновку отправляются автобусы. Оттуда меня и забрали.

Тут была представитель, предложила оформить в дом престарелых. Я говорю:  ̎С удовольствием!̎.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Борщ с майонезом, приготовленный Верой Степановной.

Надежда Серафимовна: «Ой, она хорошо готовит. Вы знаете, супчик настолько вкусный! Я и в столовых питалась, и дома готовили, но такой я не ела. Говорю:  ̎Вера, тебе дар от бога ̎. В меру насыщенный, в меру поперченный, все в меру, а главное горячий. Умничка. У Верочки талант».

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Кухня. Вера Степановна каждый день готовит еду на всех жителей «Теремка», стараясь по возможности разнообразить меню. На завтрак обычно каша, на обед — горячий суп, на ужин — гарнир с подливой и салат. Продукты привозят волонтеры и неравнодушные люди. Времени отдыхать нет: Вера Степановна едва успевает помыть посуду, оставшуюся после завтрака, и тут же начинает готовить обед.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Буфет на кухне. Во время съемок в «Теремке» было очень холодно, Вера Степановна гостеприимно наливала мне чай в красивую фарфоровую чашку. Жители «Теремка» заваривают чай в банках с крышками, а суп едят из пластиковых ведерок, в которых продают соленья в магазине. Ведерки удобно носить с собой, и жидкость из такой емкости не выплескивается. 

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

«Был в Симферополе, потом позвонил одному другу. Он сказал:  ̎Если не хочешь идти в монастырь, можешь пожить с волонтерами ̎. В монастыре батюшки и все прочее. Курить нельзя, каждый день работать надо. А хочется еще то ли подлечиться, то ли просто отдохнуть».

Сергей родом из Кривого Рога. Есть дальние родственники на Украине. В «Теремке» он самый крепкий, и один из немногих, кто получает пенсию. Деньги быстро заканчиваются, их постоянно не хватает на сигареты. Сетует, что волонтеры привозят мало табака. Когда я приехала в очередной раз в «Теремок», мне сказали, что Сергей оттуда ушел    

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Личные вещи на тумбочке у кровати Сергея: очки, книга, свеча, сигареты, спички и пепельница из консервной банки. Курить в доме запрещено, однако постояльцы часто нарушают это правило — выходить на улицу многим тяжело. Из развлечений доступны только книги, их читают днем, пока есть свет. Бездомные как дети радуются свежим газетам, говорят, что не хватает радио. 

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

«Хоть на костыли бы встать. А то ужас какой-то. Хочу двигаться, но не могу».

Наталья, 47 лет, из Симферопольского района. Есть сын. Наталью волонтеры забрали с лавочки около больницы. Год назад ее сбил автомобиль на пешеходном переходе. Минздрав Севастополя отказал женщине в операции, потому что у нее нет регистрации и полиса обязательного медицинского страхования. Наталья жила в «Теремке» в ожидании госпитализации. В декабре Наталью прооперировали.

Документальный проект Теремок | Документальный фотограф Татьяна Борматова

Икона Николая Михайловича, соседа Веры Степановны. Николай Михайлович скончался в «Теремке» в сентябре 2019 года. 

This site uses cookies. By continuing to browse the site, you authorize their use.

Teremok

By various estimates, there are 64.000 to 5 million homeless people in Russia. The exact number is hard to calculate — the official statistics are highly distorted. The state does not provide any comprehensive assistance to homeless people, and the little support they still receive is clearly insufficient. In many ways, the task of helping those who have found themselves without a roof over their heads falls on the shoulders of caring citizens.

In Sevastopol, there is a charity fund «Heart of Sevastopol» whose volunteers help the homeless.  According to the organization, there are over 2.000 people living in the streets of the city; 600 of them have severe disabilities. The incorporation of Crimea into Russia escalated the problem of homelessness in the region: not everyone was able to reissue their passports and as a result, many can’t get their social security benefits, access healthcare or apply for a job.  Social services are not always helpful and the construction of a municipal shelter in the city has been postponed indefinitely for the fourth year in a row.

Last spring, Tatyana Shcherbakova, a member of the legislative assembly, donated her own summer cottage lot with two residential buildings to the «Heart of Sevastopol» to accommodate homeless people with disabilities. This marked the beginning of a social project called «Teremok» (Russian for «little hut» —translator’s note). The neighbors and the housing community chairman did not like this, and all the communications with the lot, including heating and electricity, were cut off. When that happened, the volunteers built stoves for the residents with their own hands to keep them from freezing to death.

«Teremok» can accommodate 10 people at a time. With the help of the project, homeless people get food and a place to sleep, all of them are tested for tuberculosis and receive medical care whenever possible. Volunteers help them to get their documents reissued, draw a pension, claim social security benefits; they also help them find relatives or get a place in a boarding house. However, as head of the «Heart of Sevastopol» Anastasia Makeeva admits, many homeless people get the volunteers’ help when it’s too late. «To myself, I call Teremok a hospice for the homeless», she says, «We try to manage on our own, but with 10 bedridden residents we need at least one nurse, which is at least 20.000 rubles per month. Unfortunately, we don’t have that kind of money. We normally raise 30.000-35.000 rubles a month.» 

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Teremok is located on an allotment that belongs to Tatiana Mikhailovna Scherbakova, a member of Legislative Assembly of Sevastopol. The construction of a social shelter for the homeless in Sevastopol has been discussed for four years now, but it doesn’t result in any actions.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Vera Stepanova, 59 y.o. Born in Sevastopol. Three children, six grandchildren. Her relatives kicked her out of the house, and for almost five years she had been, self-admittedly, «hoboing», until her health seriously worsened. Volunteers took her from an abandoned two-storey house where she was living with other homeless people. Vera Stepanovna spent six months at Teremok. In 2020 she got a Russian passport and went to live with her daughter. 

«I’d never have thought that it would turn out that way. Had I known, I’d have soften the blow. But how can you know? I’m grateful to the volunteers—if it weren’t for them, I wouldn’t have survived.»

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Instead of a picture, there are icons and a bath towel above Vera Stepanovna’s bed.    

«They gave me the towel to dry myself, but I loved this dog so much that I asked them to nail it on to the wall. Now I look at it and feel good.»

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

A barrel with empty plastic bottles. There is no water supply on the allotment. The water is brought there in bottles and tanks.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

The residents of Teremok hand-wash their laundry and dry it outside. 

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Valeriy, 69 y.o. Born in Balaklava. No family. Volunteers took him from a social centre for the homeless, where he couldn’t find help. When Valeriy was sleeping on a bench, teenagers threw a firecracker at him and injured his face. He has a large malignant tumor on his back.

«My own brother sold the flat, declared me dead. I came to the police, and they told me: ‘Valera, go get your death certificate.’

In Krasny Perekop I tended sheep and bulls for Sanka the Moldavian. I worked in someone’s garden, dug graves, built a house for one boss…

We’ll cut the trees here, we’ll plant gardens. Once I took Genka (Teremok’s resident — T. B.) as a workmate for digging, and what do I see—the man digs half-spade. I say: ‘I don’t appreciate that kind of work. I push the spit with my bad leg, and this is how you’re helping me? Get off, I’ll manage myself.’ The poor guy probably has never seen a spade in his life. Must’ve thought it has an engine, digs by itself. 

It’s too early for me to kick the bucket yet. I feel young, even though I’m 69. I think I’ll make it to my old man’s age. He died early, at 85.»

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Valeriy’s hands.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Half a loaf of bread next to Valeriy’s pillow. Valeriy doesn’t get his pension but, according to his neighbours, he sometimes begs for money by a nearby shop. He uses this money to buy bread and cigarettes. The volunteers allow the residents to leave the allotment but they ask them to be discreet and not attract the neighbours’ attention to avoid conflicts. 

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Alexei Ivanovich, 59 y.o. Born in the Saratov region, studied at the Saratov State Vavilov Agrarian University, worked as a tractor driver. Over 20 years ago, he found faith and became a Baptist. His relatives sold his property, and ended up on the street. He was sitting on the same bench for days, which attracted the attention of one concerned resident of Sevastopol. Volunteers temporarily took Alexei Ivanovich to Teremok and wanted to get him a job helping an old lady around the house, but he refused and left Teremok a week later. 

«Become a Baptist and you will be saved».

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Yuri’s bed. When he was living in Teremok, he went to work six days a week. His former  roommate says that someone at work helped hiь solve the housing problem and he moved out. We never met.   

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Shaking the tobacco out of cigarette butts, the homeless make hand-rolled cigarettes. The cigarettes that volunteers bring run out quickly.  

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

A piece of electrical wire on the ceiling.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

A jacket over a resident’s bed.   

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Timofey, 63 y.o. Born in Vladikavkaz, no family. Timofey was a victim of real estate fraudsters. Volunteers took him from the house which was passed into new ownership. 

«I was a driver —for a cargo truck, a passenger car, all sorts. Even drove a 25-ton BelAZ, in the quarry in Balaklava … I fell and broke my hip. Then fell again—broke the spine. They said I wouldn’t walk at all—but you see? I walk with crutches.

They all died. First my brother, then my father, then my mum, my wife and son. Only I stick around».

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

The outhouse. A toilet and a washbasin made from a plastic barrel—these are all the conveniences at Teremok. The water for washing and laundry is heated on a grill. The homeless try to maintain personal hygiene, despite the fact that many of them are weakened and move with great difficulty.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

A cesspit in the middle of garden-beds. At the edge of the allotment, next to the toilet, the homeless dug up a small garden. They’re planning to plant herbs and vegetables here in the spring. 

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Nadezhda Serafimovna, 78 y.o. Born in Ulyanovsk. Has a daughter. Volunteers took her from a bus station in the autumn. She had a fractured hip and two vertebral compressions. After five months at Teremok she began walking again. 
Nadezhda died on May 29, 2020.  

“I’m an accountant by profession. Then I had different jobs. I washed the dishes… had some ups and downs.

My daughter needed my place. We had a detached house. She said: ‘Mom, you have a job, you receive pension, go rent an apartment for yourself’. She has cancer, her nerves were frayed. She drove everyone mad. When she suggested this, I just packed up and left. I don’t like fighting and plotting. I stayed on a bench where buses leave for Ternovka. That’s where they took me.

A deputy was here, she offered to put me in a nursing home. I say: ‘With a great pleasure’.”

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Borsch with mayo, made by Vera Stepanovna. 

Nadezhda Serafimovna: «Oh, she’s a good cook! The soup is so delicious, you know. I’ve eaten canteen food and home-made food, but never anything like that. I tell her: ‘Vera, you have a gift.’ Rich enough, peppered enough, everything in balance. And, most importantly, it’s hot! Good girl. Vera has a real talent.» 

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

The kitchen. Vera Stepanovna cooks for all the Teremok residents every day, trying to vary the menu whenever possible. It’s usually porridge for breakfast, hot soup for lunch, side dish with gravy and salad for dinner. Groceries are brought by volunteers and good Samaritans. There is no time to rest: Vera Stepanovna barely has time to wash the dishes after breakfast, and immediately begins to prepare lunch. 

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Buffet in the kitchen. It was very cold during the shooting in Teremok, and Vera Stepanovna welcomed me with tea in a beautiful porcelain cup. Teremok residents make tea in jars with lids, and eat soup from plastic buckets in which pickles are usually sold. These buckets are convenient to carry, and the liquid doesn’t spill out from such a container.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

«I was in Simferopol, then I called a friend. He said: ‘If you don’t want to go to the monastery, you can live with the volunteers.’ There are priests in the monastery, and all the stuff. You can’t smoke, you must work every day. But I want to recover, or just to rest.» 

Sergey is from Krivoy Rog. He has distant relatives in Ukraine. He is the strongest person in Teremok, and one of the few who receive pension. Money runs out quickly and there is never enough to buy cigarettes. Sergey laments the fact that the volunteers bring too little tobacco. When I visited Teremok the other time, I was told Sergey had left.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

Sergey’s personal belongings on a bedside cabinet: a pair of glasses, a book, a candle, a pack of cigarettes, some matches, and an ashtray made from a tin can. Smoking is prohibited in the house, but the residents often break this rule: it’s difficult for many of them to go outside. The only available entertainment is books: they are read during the day, while there is light. The homeless rejoice over the fresh newspapers like children, and say they miss the radio.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

«If only I could stand with crutches. It’s terrible as it is. I want to move, but I can’t.»

Natalia, 47 y.o. Born in Simferopol District. Has a son. Volunteers took Natalia from a bench next to a hospital. A year ago she was hit by a car at a crosswalk. The Sevastopol Ministry of Health denied her a surgery because she wasn’t domicile registered and didn’t have a medical insurance. Natalia lived at Teremok, waiting to be hospitalized. In December she had her operation.

Documentary story Teremok | Documentary photographer Tatiana Bormatova

An icon that belonged to Nikolay Mikhailovich, Vera Stepanovna’s neighbour. Nikovay Mikhailovich passed away in Teremok in September 2019.

This site uses cookies. By continuing to browse the site, you authorize their use.